Как бороться с летними террасами, уничтожающими публичное пространство?

Как бороться с летними террасами, уничтожающими публичное пространство?

В Киеве наибольшее возмущение жителей в последние годы вызывают летние площадки вдоль всей улицы Петра Сагайдачного, на улице Шота Руставели и Бассейной

С приходом лета у жителей Киева начинается ходьба с преодолением препятствий. Владельцы кафе-ресторанов выставляют на узкие тротуары летние террасы, загораживающие проход людям. С одной стороны, они вынуждены вжиматься в деревянные или стальные сваи и ограждения, чтобы не соскочить на дорогу с автомобильным движением. С другой - пешеходов с тротуаров оттесняют автомобили, неправильно припаркованные у бровок тротуаров, а то и на нем самом.

Соблюдены ли владельцами заведений утвержденные нормы по установке террас – этот вопрос обсуждался многократно. «Киев24» решил со своей стороны разобраться, есть ли какой-то прогресс в этом вопросе, и как воздействовать на тех, кто злоупотребляет самостроями.

Они пытались

В Киеве наибольшее возмущение жителей в последние годы вызывают летние площадки вдоль всей улицы Петра Сагайдачного, на улице Шота Руставели и Бассейной. Есть нарекания также на рестораны на улицах Саксаганского, Жилянской, Большой Васильковской от станции метро «Олимпийская» и на улице Владимирской и Эспланадной. Всего же летних площадок по Киеву, по словам первого замначальника Департамента по благоустройству Киевгоргосадминистрации Тараса Панчия, насчитывается около 960. С января по июль из них порядка 80-ти было демонтировано.

Согласно нормам пешеходное расстояние между площадкой и бровкой тротуара должно составлять не менее 1,8 метра. Кроме того, летняя площадка должна находиться не ближе 20 метров от перекрестка. Например, норму в 4 метра от площадки до дороги хотели утвердить для кафе на ул. Сагайдачного. Не получилось.

«Но это не значит, например, что 1,8 м до дороги. А, допустим, если клумба стоит с деревом? Тогда сам проход отдельно должен быть 1,8 метра. В отдельных же случаях комиссия по малым архитектурным формам КГГА может рассматривать дополнительные условия в индивидуальном порядке. Например, увеличить проходную зону до 4 метров», - объясняет Дмитрий Белоцерковец, начальник Департамента по благоустройству КГГА.

Вне закона, но строят

В феврале текущего года Департамент инициировал обращение в комиссию по МАФам с целью запретить установку каркасных площадок и разрешить только ресторанную мебель (столы и зонтики) на улице Сагайдачного, а также на Шота Руставели от дома №22 по четной стороне до пересечения с бульваром Леси Украинки.

Пока запрет распространяется только на указанный сектор «Ш.Руставели – б-р. Леси Украинки». На Шота Руставели демонтировали незаконную площадку возле 3B кафе. А вот «Touch café» после предписания, как сообщает Белоцерковец, сами убрали площадку и поставили столы и стулья. Но при этом в конце улицы ресторан «Хинкали» сделал одну из своих площадок как террасу. И поэтому ее тоже демонтируют, пообещал начальник по городскому благоустройству.

А вот на ул. Сагайдачного все по-старому, хоть и вне закона. Даже ресторанная мебель запрещена. «Киевблагоустройство» настроено решительно, а Белоцерковец пообещал, что «мы будем это пресекать вместе с полицией». Но пока что на этой улице убрали только лишь конструкцию поставленную владельцами ресторана «Катюша».

Встречная претензия к городским властям от рестораторов – неровное, даже убитое дорожное покрытие.

«Многие ссылаются на неровный фэм (тротуарная плитка – прим.ред.). А мы им говорим так: «Ребята, вы можете выступить социально ответственным бизнесом и можете выровнять покрытие, если считаете, что он плохо лежит», - объяснил Дмитрий Белоцерковец.

Удачный эксперимент без деревянно-стальных каркасов проходит только на Крещатике. А пока мэрии не очень удается бороться с крупными нарушителями, обрезающими публичное пространство. Вспомним хотя бы, сколько уже кормят обещаниями сделать эту улицу пешеходной (хотя бы частично). Но местная власть клянется найти выход из положения и принудить бизнес быть социально ответственным.

«100% у нас уже есть общее понимание, что делать с нерадивыми рестораторами, которые постоянно нарушают нормы и правила, мешают киевлянам и жильцам окрестных домов. Комиссия по малым архитектурным формам, куда входят и чиновники КГГА, и депутаты Киевсовета, и представители Киевводоканала, Киевэнерго, Киевгаза в таких случаях будет просто отказывать в размещении летних площадок таким недобросовестным рестораторам», - обещает Дмитрий Белоцерковец.

По словам чиновника, задача городских властей сегодня – создать баланс между комфортом для горожан и бизнесом рестораторов. Если кафе и рестораны полностью соответствуют всем нормам, и если на них нет жалоб, то и проблем у них не будет. Но заведения, которые мешают жильцам окрестных домов и просто прохожим, непременно получат «красную карточку».

Проблема в футляре

Под другим углом оценивает эту проблему вице-президент киевской организации Национального союза архитекторов, член Архитектурно-градостроительного совета Киева Георгий Духовичный.

Он высказывает опасение, что на сегодня застройка проходит под «красной линией» (она отделяет городскую территорию для устройства дорог и проведения коммуникаций от территорий, на которых может вестись строительство), что может привести к губительным последствиям.

Согласно нормативным требованиям, на «красной линии» запрещены любые виды строек и даже автостоянки. Иными словами, зачастую МАФы и различные другие объекты (те же рестораны) стоят прямо на коммуникациях. Таким образом, если возникает необходимость отремонтировать что-либо - особенно, если это аварийная ситуация, когда нужно все делать срочно – то, ждать, когда эти строения разберут, возможности не будет. Поэтому попросту приедет бульдозер и снесет постройку с лица земли.

Вдобавок, под очень многими ресторанными террасами проходят теплотрассы. Это значит, что при ее прорыве (что вполне возможно), находящиеся на этой улице люди окажутся в большой опасности. Эта проблема вовсе не пустяковая, ведь совсем недавно киевляне как раз и перекрывали движение в центре города, чтобы добиться сноса летней площадки, которая препятствовала устранению аварии на теплотрассе.

«Да, подобные мероприятия разрешались в прошлом. Но только в том случае, если все, что находится под террасой или другой конструкцией, берется «в футляр» и выносится за границы этого препятствия не меньше, чем на 1,5 метра с каждой стороны. Обычно берутся трубы, разрезаются пополам и коммуникации отшурфовываются. Что это дает? Замена коммуникаций не требует разборки конструкции – обрезать со всех сторон, вставить новую трубу или кабель и соединить их можно уже за пределами террас», - излагает план Духовичный.

Победит разум

Духовничный убежден, чтобы решить ситуацию с незаконными пристройками, нужно решить «…где лукавство, а где рацио».

«Если вы посмотрите старые фотографии, то увидите, что город весь в маркизах и террасах кафе. Поэтому, я не уверен, что так уж комфортно сидеть на открытых террасах на улице Сагайдачного, если совсем рядом автомобильная пробка. Неподалеку есть поперечные улицы, которые не так перегружены – Игоревская, Андреевская, Борисоглебская. На них тоже есть кафе с летними площадками, но там это в большей степени разумно (можно провести аналогию с ул. Пушкинской, где также стоят террасы, но автодвижение минимально – ред.). А на Константиновской улице – тоже нехорошая ситуация. Там, извините, не разрешено крыльцо вынести на 30 сантиметров, и тут же рядом кто-то рядом делает летнюю террасу на два метра. Получается, запрещено всем, но некоторым, оказывается, можно», - размышляет вице-президент НСА, резонно замечая, что летние площадки все чаще становятся демисезонными, а потом туда еще и отопление проводят.

При массовом нарушении норм установки конструкций, по мнению архитектора Духовичного, нужно корректировать законодательство. И это действительно может дать положительный результат. Ведь когда владелец заведения за свой счет уберет коммуникации в футляр, это будет гораздо лучше и удобнее, чем их постоянное перекапывание для ремонта. «Если мы хотим жить по европейским лекалам, то на Западе такой практики давно нет, поскольку там, в основном, все коммуникации проходят в коллекторах и каналах, а не в земле. В Токио, к примеру, улицы имеют съемные плиты, а под ними – коллекторы. Поэтому там сложностей с доступом к коммуникациям нет в принципе», - приводит пример архитектор.

Ясно одно: проблему незаконных пристроек в столице нужно решать раз и навсегда. Но не на отдельных улицах, а для всего города.

П.С. Кстати, приняла ли какие-то новые решения комиссия по МАФам, пока неизвестно. По крайней мере, Дмитрий Белоцерковец, который обещал направить положение о комиссии (то есть, что в ее полномочия входит), этот документ к моменту публикации материала не предоставил.

Виктор Гаценко

 
 
 

Стрічка новин