*Со щита Родины-матери уберут серп и молот, но это сделать не так просто. Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ» |
О сносе монумента Родине-матери речь вообще не идет, заявили в Киевсовете. В связи с выполнением закона о декоммунизации демонтажу подлежат лишь серп и молот на щите скульптуры. Проектом занимается Институт электросварки имени Патона. Кроме того, необходимо решить, как и какие символы разместить на щите, и размещать ли их вообще.
А вот судьбу арки Дружбы народов и скульптурной композиции под ней должно определить Министерство культуры. Поскольку арка изготовлена из титана, необходим специальный проект ее возможного демонтажа, который может стоить от четырех миллионов гривен.
— Арка сама по себе не подпадает под закон о декоммунизации, — говорит глава Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович.
— Закон требует убрать из общественного пространства символы тоталитаризма — серпы, молоты, надписи. Звезда, например, никакого особого смысла не несет без других общеизвестных символов. Поэтому барельефы и панно на некоторых станциях столичного метро демонтажу не подлежат, нужно только избавиться от некоторых деталей эпохи тоталитаризма.
Несомненно, произведения искусства советского периода по-прежнему ценны и должны быть сохранены. В этой связи возникла проблема с демонтажом памятника Щорсу на бульваре Тараса Шевченко в Киеве. Монумент нужно бережно демонтировать и переместить в музей.
*Место скульптурной композиции под аркой Дружбы народов — в музее символов тоталитаризма, который планируют создать в столице
Киев и Одесса стали лидерами по декоммунизации общественного пространства, и в этих городах остро встал вопрос о создании музеев, где будут собраны все экспонаты.
— Рассматривается несколько площадок в Киеве: территория, прилегающая к Пирогово, парк Партизанской славы, Ботанический сад имени Фомина, парк «Нивки», — говорит арт-менеджер и общественный деятель Владимир Кадигроб. — Эксперты считают лучшим местом участок на территории «Экспоцентра Украины» (бывшая ВДНХ). Сейчас на волонтерских началах мы разрабатываем концепцию экспозиции. Осенью проведем общественные слушания, а в следующем году сможем «запустить» музей. Задача — сделать его посещаемым и самоокупаемым предприятием.
— Что может быть в музее?
— Кроме демонтированных монументов, например, памятника Мануильскому работы Ивана Кавалеридзе, который представляет художественную ценность и хранится на территории «Мыстецкого арсенала» (монумент был снесен во время Евромайдана), и памятника Щорсу, здесь можно разместить материалы из архива ЦК Компартии Украины, некоторые фонды библиотеки КПСС, экспонаты из музея Ленина в Киеве. Главное, что будет в новом музее, — это живые лекции, на которых объяснят, почему, при каких обстоятельствах были созданы памятники, в каких условиях работали художники. Нужно развенчать идеи тоталитарного общества, чтобы больше не вернуться в него.
Отбирать экспонаты для музея будут искусствоведы и историки. Правда, эксперты признают, что многое из того, что было демонтировано ранее, сегодня сложно отыскать. Например, многофигурный монумент Октябрьской революции, который до осени 1991 года стоял на центральной площади Киева, а до 2001 года находился на задворках комбината художественных изделий, расположенного на улице Васильковской. Неизвестно и местонахождение памятника Косиору, который убрали с улицы Артема. Специалисты говорят, что подавляющее большинство из 140 демонтированных бюстов и снятых с киевских зданий табличек в память о большевиках, не представляют художественной ценности. Но за их демонтаж и сохранность несет ответственность столичный департамент по благоустройству.
— Еще один важный вопрос для Киева — переименование 159 улиц, — говорит секретарь Киевсовета Владимир Прокопив. — Киевсовет справился с этим заданием на 95 процентов, привлекая к интернет-голосованию десятки тысяч горожан. По нескольким объектам обсуждение продолжается. Например, улицу Ванды Василевской киевляне некоторое время почему-то не соглашались назвать в честь писателя-гуманиста Януша Корчака, а улицу Лебедева — в честь чеченского комбата Исы Мунаева, погибшего 1 февраля 2015 года под Дебальцево, защищая нашу страну от российских захватчиков. С непониманием мы столкнулись и по поводу переименования бульвара Ивана Лепсе, который предлагается назвать в честь Вацлава Гавела, а также улицы Героев Сталинграда (возможное название — Славутицкая). Сейчас голосование пошло живее.
Горожане уже поняли, что в связи с новыми названиями улиц не придется срочно менять документы. Это можно делать по мере необходимости. Однако с неудобствами могут столкнуться туристы и приезжие: многие предприятия и учреждения указывают новые адреса, интернет-карты города обновляются сразу же после вступления решений Киевсовета в силу, а таблички с названиями улиц на домах остались прежние. Во Львове, например, уже издали сборник «Старые-новые названия улиц». Недавно так же поступили в Запорожье.