Заберут ли квартиру за долги?

Заберут ли квартиру за долги?

Когда в конце прошлого года на подъездах ряда столичных многоэтажек появились объявления о том, что «нужно подать квитанцию ​​об уплате долга бухгалтеру ЖЭКа до 20.12.2015, чтобы избежать ареста и продажи квартиры, уголовной ответственности», большинство жителей домов это не испугало и не разозлило, а, скорее, рассмешило. Потому что, во-первых, эти объявления были расклеены даже в тех домах, где люди самоорганизовались, следовательно, услугами ЖЭКов не пользуются. А во-вторых, люди же сейчас тоже грамотные и понимают, что такой «левый документ», без подписи и печати, может изготовить кто угодно на любом принтере. Однако некоторые киевляне все же встревожились. Ярина Петренко с Борщаговки рассказала, что позвонила по указанному телефону, и ей сказали, что могут арестовать квартиру и за долг за 3-4 месяца, и это делается по указанию КГГА.

 

Юрист успокаивает

 

Но действительно ли могут забрать квартиру за квартальный долг? Что-то маловата цена, да еще и с учетом того, что качество жилищно-коммунальных услуг хромает иногда на обе ноги, а честное соотношение «цена - качество» вызывает слишком большие сомнения. Итак, каковы перспективы у киевлян-должников оказаться бездомными? Именно этот больной вопрос АСН попросила разъяснить Елену Кравченко, кандидата юридических наук, эксперта Всеукраинской общественной организации «Сила Страны».

 

«В соответствии со ст. 52 Закона «Об исполнительном производстве», - отметила Елена Кравченко, - предусмотрено: если сумма, подлежащая взысканию, не превышает 10 размеров минимальной заработной платы (с 1 января 2016 года минимальная зарплата, согласно Закону «О Государственном бюджете на 2016 год», составляет 1 330 гривен, то есть 10 минимальных зарплат – 13 300 гривен. - АСН.), обращение о взыскании на единственное жилье должника и земельный участок, на котором оно расположено, не удовлетворяется. В таком случае государственный исполнитель обязан принять все меры для исполнения решения за счет другого имущества должника. Таким образом, Законом «Об исполнительном производстве» регламентировано, что взыскание недвижимости (в частности, квартиры, дома) физического лица осуществляется при отсутствии у него достаточных для покрытия задолженности средств или движимого имущества. Взыскание на жилой дом или квартиру, в которой должник фактически проживает, производится в последнюю очередь. Арест и принудительная реализация недвижимости осуществляются в процедуре принудительного исполнения решения о взыскании задолженности, а сама процедура взыскания может занять много времени».

 

Согласно же Конституции Украины, «никто не может быть принудительно лишен жилья, кроме как на основании закона и по решению суда».

 

Так что вряд ли за квартальный долг человеку грозит перспектива остаться без жилья. Елена Кравченко отмечает, что, очевидно, высказывания ЖЭКов о намерении отсудить квартиру (дом) за неуплату коммунальных услуг в судебном порядке являются всего лишь средствами воздействия на недобросовестных потребителей. Подобные проблемы, а также рост недовольства среди населения, по словам эксперта, возникают из-за несовершенства системы социальной защиты населения в сфере ЖКХ, некачественного предоставления жилищно-коммунальных услуг, низкого уровня осведомленности населения, несогласованности норм законодательства и отсутствия в нем достаточных норм по регулированию взаимоотношений потребителей и исполнителей жилищно-коммунальных услуг.

 

Однако взыскание на имущество должника возможно. «О долгах по коммунальным платежам ЖЭКи начинают активно уведомлять должников, предостерегая, что систематическая неоплата услуг и накопление долгов может закончиться принудительным взысканием задолженности через суд, в частности, за счет имущества должника, отмечая, что его могут лишить в счет погашения долгов за коммуналку и единственного жилья. ГПК Украины предусматривает упрощенный порядок рассмотрения таких дел о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги. Согласно ч. 6 ст. 10 Закона «О приватизации государственного жилищного фонда» от 19.06.1992, задолженность владельцев квартир по заключенным договорам, связанным с содержанием дома и оплатой коммунальных услуг, взыскивается в судебном порядке. Эта процедура является приемлемой, поскольку заявление о выдаче судебного приказа рассматривается в течение трех дней с момента открытия производства, а сумма судебного сбора за выдачу судебного приказа вдвое меньше, чем за подачу искового заявления о взыскании задолженности», - говорит Елена Кравченко.

 

Должники узнают постфактум

 

По ее словам, «ЖЭКи вполне законно могут обратиться в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании долгов за жилищно-коммунальные услуги. Такое заявление, скорее всего, будет удовлетворено, но только в том случае, если задолженность является бесспорной, а размер задолженности не оспаривается должником. При этом поставщик услуг имеет право заявить требование о взыскании долга по оплате жилищно-коммунальных услуг независимо от его размера. Выдача судебного приказа осуществляется без судебного заседания и без вызова сторон (взыскателя и должника) в суд. Поэтому чаще всего должники узнают о взыскании с них задолженности за жилищно-коммунальные услуги только после получения копии такого приказа вместе с копией заявления взыскателя. И все же этот судебный приказ можно отменить, обратившись с заявлением об этом в суд, который его выдал, в течение 10 дней со дня получения документа. Основанием для отмены приказа является присуждение взыскания задолженности за период, не превышающий три года (ст. 257 ГКУ). Период, за который кредитор имеет право взыскивать долг, в том числе за услуги ЖКХ, определяется сроком исковой давности. То есть если у вас есть долг за четыре года, то взыскать его можно только за последние три. Такой судебный приказ является исполнительным документом в соответствии с Законом «Об исполнительном производстве». Однако даже в случае открытия исполнительного производства должник вправе погасить долги или же поставить вопрос об отсрочке и рассрочке исполнения его обязанности погасить долг».

 

КГГА предупреждает

 

Следовательно, не все так ужасно. И все же не дают покоя те объявления с «пугалочками» о том, что за трех-четырехмесячный долг могут забрать квартиру. Действительно ли они появились «с благословения» КГГА, или их выпустила некая «частная лавочка», решив нагреть руки на чужом жилье? АСН обратилась к начальнику управления развития жилищно-коммунального хозяйства КГГА Вере Радченко и попросила разъяснить: что же произошло?

 

«Действительно, такая ситуация была в конце прошлого года. И это была не частная кампания, - говорит Вера Михайловна. - Мотивом размещения объявлений была необходимость сообщить жителям, что пользоваться услугами ЖКХ и не платить за это - вредно и может привести к плохим последствиям. А если серьезно, долги жителей за предыдущие годы составляют более полумиллиарда гривен. Это невыплаченные зарплаты дворниками и сантехникам. Это неотремонтированные подъезды и другие проблемы, которые накапливались годами. Если люди нашли свой номер квартиры в объявлении у подъезда или получили сообщение о задолженности, то нужно прежде всего прийти к бухгалтеру по начислениям, который ведет прием в помещении вашей жилищно-эксплуатационной организации, и сверить с ним расчеты. Если долга в настоящее время нет - подписать акт. Если же долг есть - оплатить его полностью или, если вы оказались в затруднительном финансовом положении, заключить договор рассрочки долга (максимальный срок заключения договора - 24 месяца)».

 

Впрочем, наложение ареста на имущество и «будут отбирать квартиры» - это разные вещи. Вера Михайловна считает, что до этого не дойдет. И называет добросовестными плательщиками малообеспеченных и людей со средним достатком. Конечно, может случиться так, что они невовремя оплатят по тем или иным причинам: отъезд, задолженность по зарплате, просто нет средств. Но при первой же возможности такие люди обычно погашают долг. К наиболее проблемной категории Вера Радченко относит людей с высокими доходами, которые просто не считают необходимым платить. Именно на них в первую очередь и направлена ​​такая кампания.

 

Статистика задолженности в Киеве свидетельствует, что в столице 186 326 потребителей, которые задолжали менее чем по тысяче гривен. В целом это 40 066 867 гривен. Тех, кто имеет долг свыше тысячи гривен на одно помещение, почти втрое меньше – 66 856 абонентов. Однако сумма их долга впечатляет – 525 461 452 гривен. Правда, из сухих цифр статистики нельзя сделать вывод об имущественном положении должников. Вера Радченко отмечает, что ей лично как добросовестному плательщику неприятно, что кто-то не платит: «Это злостные неплательщики, которые регулярно получают услугу, например, вывоз мусора, освещение мест общего пользования, пользуются лифтом, но не желают платить за это. Такие люди даже не понимают, что воруют деньги из карманов своих соседей, ведь кто-то должен платить за то, чем пользуются неплательщики ... ». И она считает арест имущества коммунального должника единственным действенным механизмом взыскания коммунальных долгов. В то же время нужно понимать, что арест имущества не происходит сразу. После получения предупреждения в случае неуплаты долга на должника будет подан иск в суд, и именно суд будет принимать решение.

 

А по словам заместителя председателя КГГА Петра Пантелеева, это не значит, что кого-то выгоняют из квартиры, выселяют. Это означает, что эту квартиру нельзя будет продать, подарить, сдать под залог. «Если по решению суда, подчеркну, именно решением суда, будет наложен арест на имущество, это просто причинит неудобства людям, которые привыкли пользоваться услугами бесплатно, - объясняет он. - Например, у человека есть долг, и он не платит. По решению суда накладывается арест на имущество, и информация об этом публикуется. Человек хочет поехать в другую страну отдохнуть, а ему не дают разрешения, поскольку не оплачена квартплата. Если есть деньги на отдых за границей, почему нечем заплатить за квартиру?»

 

Игра в одни ворота?

 

Слова чиновников резонны: за полученные услуги платить надо, притом вовремя. Но как быть в ситуации, если это не услуги, а лишь пародии на них?! К примеру, несмотря на то что при снижении температуры на улице теплоэнергетики должны были подать больше тепла в дома, в начале этого года почти в 700 домах температура не дотягивала до нормативных 18 градусов, а в отдельных - даже до 13. А горячая вода, которая на самом деле еле теплая? Как расценить этот «долг» коммунальщиков перед потребителями? Городские власти обещают сделать перерасчет в домах, где нет счетчиков, а жители тех, где установлены приборы учета, соответственно, заплатят только за потребленный объем. Но кому от этого станет теплее?

 

В столице и, собственно, во многих городах уже сформировалась категория так называемых протестных неплательщиков за «коммуналку»: мол, как обслуживаете, так и получайте. Чиновники отмечают, что если у человека есть претензии к качеству жилищно-коммунальных услуг, то необходимо фиксировать претензии документально в месяце, в котором предоставлялась услуга. Ведь отказ платить не решит проблемы. Не согласиться с этим сложно. Точнее, было бы сложно, если бы все те претензии вовремя рассматривались и в полном объеме удовлетворялись. Не секрет, что коммунальщики порой не спешат рассматривать жалобы потребителей. А должны. И не только по совести, но и по закону. Ведь по ч.1 ст.901, ч.1 ст. 903 ГК Украины по договору о предоставлении услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) предоставить услугу, а заказчик обязуется оплатить исполнителю указанную услугу, если иное не установлено договором. То есть ЖЭК или другая организация должна предоставить качественную услугу и потом получить за эту услугу оплату. Очевидно коммунальщикам, прежде чем давить на потребителей, следовало бы довести качество своей работы до такого уровня, чтобы жаловаться или обижаться не было на что. А потом уже и выдвигать требования к потребителям. Именно такой подход к делу был бы справедливым и правильным. Ибо игра в одни ворота не может быть результативной.

 

Автор: Юлия Качинская

 
 
 

Стрічка новин